Список форумов Комиксы Архив комиксов Как прочитать комикс о Бэтмене и остаться в живых?


Изображение

Внимание!

В данный раздел требуются грамотные модераторы, знающие основной массив комиксов про темного рыцаря.




По всем вопросам писать на chronikigothama@yandex.ru
 
Модератор
Плюшкин
Аватара пользователя

Модератор

Сообщений: 1652


Наград: 2
За технические работы (1) В первой десятке активных (1)


Благодарил (а): 26

Поблагодарили: 39

Изображение


    Редакция КиноПоиска нашла в своих рядах человека, никогда не читавшего комиксы про Бэтмена и Супермена. Наш корреспондент Заира Озова, признавшаяся в этом, получила от нас две книги про этих супергероев. Ее первый отчет — об «Убийственной шутке» Алана Мура. Что чувствует человек, впервые столкнувшийся с классикой комиксов о Бэтмене? Наш эксперимент был почти безжалостным.

Вниманию тех, кто не читал комикс: дальше будут спойлеры!




Я не так давно побывала на съемочной площадке «Чудо-женщины» (репортаж об этом читайте на КиноПоиске, когда Warner снимут эмбарго), и прекрасная американская женщина Анна, отвечающая за маркетинг студии, спросила: «Вы фанатели от „Чудо-женщины“ в детстве?» Я не сразу нашлась, что ответить, потому что никогда в жизни — ни в детстве, ни в отрочестве, ни в так называемой зрелости — я не читала комиксов о Чудо-женщине. Как не читала и о Супермене, Бэтмене, Флэше, Аквамене и прочих героях вселенной DC. Раз уж пошла такая пьянка, то комиксов о Человеке-пауке, Железном человеке, Торе, Капитане Америка и остальных марвеловских молодцах я тоже в руках не держала. Не из принципа, не из великосветского филологического снобизма. Просто так получилось.

Пришлось навешать на уши женщине Анне традиционную лапшу о том, что я росла в советское время в маленьком городке, где увесистые «стенки» из лакированного ПВХ было принято забивать полным собранием сочинений Шолохова или, на худой конец, Джека Лондона. Тогда, в 80-е, мы на комиксах не то что не росли, но и в глаза их не видели. К счастью, доступ был к Брэдбери, Хайнлайну и Воннегуту, и эта безудержная тяга к научной фантастике позволила мне и моим немногочисленным друзьям из уездного города N вырасти какими-никакими гиками. А дальше был московский вуз, где заставляли читать много, и далеко не всегда это были Кастанеда с Вианом. На комиксы просто не оставалось времени в расписании и места в сердце.

Анна из Warner также получила в ответ ряд размышлений о том, что культура комиксов в России начала прививаться только с голливудскими блокбастерами. Помнится, еще лет 8-10 назад ситуация в отечественном кинопрокате была такой: дистрибьюторы активно наседали на букеров (это люди, которые расписывают фильмы по кинотеатрам) и агитировали их побогаче расписать их новый релиз, а букеры отбивались фразами вроде «комиксы у нас не собирают!» — и сетовали на провальные сборы нолановского фильма «Бэтмен: Начало». А потом Тимур Бекмамбетов снял «Особо опасен» по Марку Миллару, и букеры принялись чесать головы и пересматривать свои ориентиры. Сейчас уже даже смешно об этом вспоминать, но вот эта «революция» в прокате очень показательна — примерно так же меняется отношение к комиксам не только в стане работников кинотеатров, но и у простых зрителей.

Я, будучи всецело вовлеченной в киноиндустрию, до недавнего момента по-прежнему довольствовалась кино- и телеконтентом. Ревностно — иногда не без удовольствия — отсматривала все фильмы, сериалы и даже мультсериалы, основанные на произведениях DC и Marvel. В какой-то момент сдалась и прочла Sandman Нила Геймана, «Хранителей» и «Из ада» Алана Мура. Мне так понравилось, что я испугалась и решила не продолжать — мол, наверняка в этом деле никто не сделал ничего лучше, так зачем же портить себе впечатление от знакомства с чудесным миром невеселых картинок и еще более невеселых к ним подписей?

Есть такое расхожее, хотя наверняка не очень верное мнение, что к формату комиксов надо привыкать с детства. Это совсем не значит, что комиксы — развлечение для детей. Просто культуру поглощения текстовой информации и одновременно рассматривания картинок надо так или иначе взращивать. А с другой стороны, разве не этим мы все занимаемся, когда только учимся читать и часами втыкаем в книжки с рисунками? Как в случае со многими другими видами искусства, комиксы бывают для детей, для взрослых и для кидалтов. Поэтому говорить, что комиксы «выросли из коротких штанишек» или же внезапно стали «мрачнее и реалистичнее» и всем тут же полюбились, было бы неверно. Об этом, кстати, писал выпускник Итона и Кембриджа, умница, талант и законченный гик Том Хиддлстон в своей знаменитой колонке в The Guardian.

Пожалуй, было бы не так интересно, если бы я последние 30 лет прожила в пещере. Да, я знаю теорию. Все же в наше время трудно находиться в культурном контексте и не знать, как зовут дворецкого Бэтмена или в какой газете работает Супермен. Но до вчерашнего дня я так и оставалась человеком, который сознательно взял в руки и прочел только три графических романа (или собрания комикс-стрипов, объединенных в графические романы). Бэтмобиль я видела только на экране, а лицо Лоис Лейн в моем воображении предстает в виде гибрида Марго Киддер и Эми Адамс (да простит меня Кейт Босуорт). Поэтому дорогая редакция решила поставить на мне эксперимент: в преддверии премьеры фильма «Бэтмен против Супермена» привязать меня к стулу и насильно заставить прочитать два коротких, но знаковых комикса про самых именитых героев DC.



Кто ж не знает знаменитую обложку с Джокером, его стремной зубастой улыбкой и фотоаппаратом? Я даже более или менее в курсе, что именно этот комикс, написанный Аланом Муром и нарисованный Брайаном Болландом, рассказывает предысторию Джокера. Видите, поп-культура меня подготовила.

Уже на предисловии я чуть не пустила слезу. Тим Сейл, художник, работавший над целым рядом дисишных комиксов о Бэтмене, ударился в такое восхитительное гиковство, что дальше уже можно не читать. Ну, или наоборот: накинуться и тут же проглотить все 46-страниц, радостно причмокивая. Так как я привязана к стулу, придется выбрать второе.

(Нет, мы не привязывали Заиру, она находится вне пределов нашей досягаемости! — прим. редакции)

На первых же страницах Бэтмен приезжает в тюрьму для психов и проходит мимо камеры с Харви Дентом. Радость узнавания, знакомые все лица (все три)!

Бэтмен заходит в камеру к Джокеру и сразу же начинает вести разговор так, будто они недавно прервались, он сходил на обед, вернулся и теперь как бы продолжает свою мысль. Вероятно, подразумевается, что все читающие в курсе, чем закончилась предыдущая часть истории. Чувствую себя слегка неполноценной.
Изображение

Бэтмен, как это бывает в его переговорах с Джокером, ведет себя не по протоколу и метелит заключенного почем зря. Тут вмешивается седой мужик с усами и в шляпе, который на поверку оказывается комиссаром Гордоном, совсем не похожим на Гари Олдмана.

Флэшбек нарисован в ч/б. Каждый «кадр» полон деталей, так что на разглядывание одной страницы уходит дольше, чем на прочтение такой же по размеру страницы обычного книжного текста. Но вообще выглядит все ужасно кинематографично — готовая раскадровка для фильма.

О, а вот и Альфред. Интенсивно лыс и с сутенерскими усиками — несет поднос, пока Брюс Уэйн поигрывает квадратной челюстью, разглядывая разные изображения Джокера у себя на экранах в Бэт-пещере.

Судя по тому, что Брюс обсуждает с Альфредом, а Гордон — со своей дочерью Барбарой, все они уже постарели, повзрослели, а противостояние с Джокером длится не первый десяток лет. Ага, тут до меня доходит, почему все такие седые, лысые и квадратные.

Джокер в шляпе и курортной рубашке стреляет в дочь Гордона, раздевает ее, фотографирует, толкает полную библиотечных аллюзий речь и провозглашает тост: «Here’s to crime» («Ну, за преступность»). Какой хороший, цветастый злодей.

Судя по тому, что картинка снова стала черно-белой (за исключением красных хрустящих омаров), пришло время еще одного флэшбека с молодым Джокером — неудачником-комедиантом, пытающимся прокормить беременную жену. В показательно дрянном баре его пытаются подбить на преступление. То есть выясняется, что у него, как у любого порядочного злодея, были веские причины на то, чтобы сбиться с пути истинного.
Изображение

О, фрик-шоу! Комиссара Гордона раздевают и тащат на заклание. Вечер перестает быть томным.

Флэшбеки пока кажутся куда интереснее основного действия. У несчастного Джокера умирает беременная жена, он оказывается намертво связанным с гангстерами, а мы по-прежнему так и не знаем его настоящего имени.

Фрики затаскивают голого Гордона в тележку и катают по аттракциону «дом с привидениями», где Джокер весело поет ему песенку. Я тут же начинаю гуглить ее текст, но нет, выясняется, что это не популярный хит, а самая что ни на есть оригинальная песня Джокера.

Параллельный монтаж! Я уже говорила, что все это очень по-киношному выглядит, но вот тут прямо три страницы подряд показано, как Бэтмен безуспешно ищет Джокера, а в это же самое время Гордон раз за разом въезжает в двери «дома в привидениями». Мощно!
Изображение

Некоторые слова в репликах выделяются жирным шрифтом, что расставляет акценты в предложениях и вообще заметно облегчает понимание происходящего. Спасибо некому Ричарду Старкингсу за оформление буковок.

Ага, а вот и сцена, в которой Бэтмен преследует Красного Колпака, а тот сигает в бассейн с кислотой и выплывает оттуда уже Джокером — с зелеными волосами, огромными зубами и выпученными глазами. Что-то такое я припоминаю из первого фильма Тима Бёртона. Надо пересмотреть.

Джокер толкает саркастичную речь о глупом Гордоне и жестоком мире. Я всегда подозревала, что этот парень вообще склонен к театральным представлениям, но здесь он прямо подался в дешевый водевиль — с заламыванием рук и всем таким прочим. И тут в кадр въезжает бэтмобиль!

Открывающий монолог Бэтмена из первой сцены («Привет, я пришел поговорить, один из нас обязательно убьет другого» и т.д.) идет тут «закадровым голосом». Догадалась я об этом только потому, что реплики нарисованы не в «пузырях», а в аккуратных прямоугольничках. Ну, еще и потому, что в это же время Бэтмен и Джокер друг друга мутузят, а вовсе даже не разговаривают.
Изображение

Бэтмен вызволил убитого горем Гордона из клетки, и тот давай причитать — мол, этот псих застрелил мою дочь и показал мне ее голые фотки. Нет, чтобы сказать безутешному отцу, что Барбара жива, Бэтмен говорит ему много другой ерунды и устремляется в погоню за своим архиврагом. При этом Гордон зачем-то кричит вслед супергерою, чтобы тот не убивал Джокера, а сделал все по протоколу. То есть не важно, что каждый раз, когда они официально заточают зеленовласого психопата за решетку, тот систематически сбегает и устраивает очередной кордебалет, да?

Вообще тут не только картинки разглядывать долго: некоторые реплики очень витиеваты, разбиты на «многоэтажные» пузыри, а то и на несколько кадров. Самое приятное, это когда два главных персонажа начинают драться и говорят: «Fuhhhh», «Hooooof», «Uoaa» и прочие «BDUMP». Как поется в одной хорошей песне, «a little less conversation, a little more action please».
Изображение

Ой, внезапно конец! Бэтмен хватает Джокера за горло, орут сирены, фары полицейских машин отражаются в лужах, затемнение.

В послесловии художник Брайан Болланд признается, что это он уговорил Алана Мура взяться за «Убийственную шутку», а не наоборот. А также толкает интересную мысль о том, что история возникновения Джокера вполне возможно является плодом его, джокерской, воспаленной фантазии. А дальше он предлагает «сцену после титров» — что же на самом деле случилось в финале?

Вообще-то эта дополнительная сцена — отдельная зарисовка авторства самого Болланда на тему того, что такое хорошо и что такое плохо. Очень остроумная и смешная, надо сказать. По тону она кардинально отличается от зловещего балагана Мура. Конечно, и тут не обошлось без убийств (Папы Римского и Бэтмена) и кровищи, но хотя бы с иронией.

Итог: эксперимент пока получается не до конца «чистым», потому что этот комикс написан все тем же Муром — автором двух из тех самых трех, когда-то мною прочитанных. Мур, конечно, классный, я это и так знала, но и Болланд хорош. Это, как я уже говорила, ужасно похоже на кино, но очень сложно держать ритм и постоянно надо многое додумывать, интерпретировать, разглядывать, перечитывать. Даже тренированный мозг вскипает довольно быстро. Детское развлечение, говорите?

В следующей серии эпического диптиха я расскажу о Красном Сыне и его роли в русской революции — приступаю к чтению комикса, на конструктивистской обложке которого изображены серп, молот и сам Супермен в виде рабочего без колхозницы.

Заира Озова


    За это сообщение автора поблагодарили (всего 0):











Вернуться в Архив комиксов


Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Хроники Готэма © 2013 - 2018
Русская поддержка phpBB
cron